Основные виды ключевых компетенций и возможности их формирования при использовании методов проблемного обучения
Компетенция
|
Формирование компетенции
|
интеллектуальная – владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя; ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; – ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; – организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; – задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; – ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы ; – выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) |
– накопление и отбор материала с помощью учебника, дополнительной литературы; – выдвижение, формулирование и проверка гипотезы; – выявление закономерностей, установление аналогий; обработка информации и её представление в форме таблиц, схем, графиков; – составление алгоритма, плана решения проблемы; – конструирование недостающих звеньев в процессе решения проблемы; – формулирование определений, выводов и письменное оформление проделанной работы; – решение задач в новой ситуации; – составление рекомендаций по результатам исследования или определение перспективы |
организационная – уметь планировать работу, согласовывая цели, обязанности и координируя рабочие соглашения, высказывать предложения и показывать, что вы прислушиваетесь к мнению окружающих, чтобы выработать реалистичные цели совместной работы; – определять ресурсы, сроки и действия по достижению целей, уметь поддерживать плодотворные рабочие отношения во время выполнения работы; – уметь оперативно анализировать ход работы и согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы, уметь обсуждать с группой итоги работы; – уметь анализировать совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою |
– деление класса на подгруппы, определение полномочий и ответственности каждого члена группы; – коллективное обсуждение и решение проблем; – оценка результатов самостоятельной и коллективной деятельности; – выработка общего мнения в коллективе; – формулирование замечаний и дополнений к высказываниям товарищей |
коммуникативная
– уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; – владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; – выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; – владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); – владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы
|
– деление класса на подгруппы, определение полномочий и ответственности каждого члена группы; – коллективное обсуждение и решение проблем; – выработка общего мнения в коллективе; – формулирование замечаний и дополнений к высказываниям товарищей; – формулирование вопросов по интересующей проблеме; – формулирование выводов и письменное оформление проделанной работы; – выполнение и последующее представление проектов |
информационная
-владеть навыками работы с различными источниками информации
-самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
-ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое
-владеть навыками использования информационных устройств; -применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
– накопление и отбор материала с помощью учебника, дополнительной литературы, интернета; – выявление закономерностей, установление аналогий; – обработка информации и её представление в форме таблиц, схем, графиков; – применение компьютерных технологий; – научно-исследовательская и проектная деятельность; – представление источников информации
|