Компетенции при проблемном методе обучения

 

Основные виды ключевых компетенций и возможности их формирования при использовании методов проблемного обучения
 
Компетенция 
Формирование компетенции

интеллектуальная

        владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя; ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

        ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

        организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

        задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

        ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы ;

        выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации)

 
        накопление и отбор материала с помощью учебника, дополнительной литературы;
        выдвижение, формулирование и проверка гипотезы;
        выявление закономерностей, установление аналогий; обработка информации и её представление в форме таблиц, схем, графиков;
        составление алгоритма, плана решения проблемы;
        конструирование недостающих звеньев в процессе решения проблемы;
        формулирование определений, выводов и письменное оформление проделанной работы;
        решение задач в новой ситуации;
        составление рекомендаций по результатам исследования или определение перспективы

организационная

        уметь планировать работу, согласовывая цели, обязанности и координируя рабочие соглашения, высказывать предложения и показывать, что вы прислушиваетесь к мнению окружающих, чтобы выработать реалистичные цели совместной работы;

        определять ресурсы, сроки и действия по достижению целей, уметь поддерживать плодотворные рабочие отношения во время выполнения работы;

        уметь оперативно анализировать ход работы и  согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы, уметь обсуждать с группой итоги работы;

        уметь анализировать совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою

 

 

        деление класса на подгруппы, определение полномочий и ответственности каждого члена группы;

        коллективное обсуждение и решение проблем;

        оценка результатов самостоятельной и коллективной деятельности;

        выработка общего мнения в коллективе;

        формулирование замечаний и дополнений к высказываниям товарищей

коммуникативная
        уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
        владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  
        выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

        владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

        владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы
 

        деление класса на подгруппы, определение полномочий и ответственности каждого члена группы;

        коллективное обсуждение и решение проблем;

        выработка общего мнения в коллективе;

        формулирование замечаний и дополнений к высказываниям товарищей;
        формулирование вопросов по интересующей проблеме;
        формулирование выводов и письменное оформление проделанной работы;
        выполнение и последующее представление проектов
информационная
 -владеть навыками работы с различными источниками информации
 -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
 -ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое
-владеть навыками использования информационных устройств;

 -применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

 
 
        накопление и отбор материала с помощью учебника, дополнительной литературы, интернета;
        выявление закономерностей, установление аналогий; 
        обработка информации и её представление в форме таблиц, схем, графиков;
        применение компьютерных технологий;
        научно-исследовательская и проектная деятельность;
        представление источников информации