Рефлексивная деятельность как среда профессиональной коммуникации, рефлексии, сотрудничества и саморазвития будущих специалистов заключалась в обеспечении самопознания ценностей профессиональной деятельности и корректировки собственной позиции.
В процессе проблемного обучения использовались методы традиционного и активного обучения, в том числе методы устного изложения материала (рассказ и др.); обсуждение учебного материала (беседа, обсуждение и др.); самостоятельную работу, показ и др., основанные на предоставлении готовых решений в качестве образца. Данная группа методов была направлена на усвоение новых знаний, расширение, углубление имеющихся знаний, полученных при изучении других психолого-педагогических дисциплин на предыдущем этапе обучения в вузе.
Занятия строились следующим образом. Определенный проблемный фон задавал лекционный материал. Задания для самостоятельной работы формулировались таким образом, чтобы в процессе самостоятельного информационного поиска будущие бакалавры находили дополнительный материал, создавали самостоятельный и интеллектуальный продукт. Темы семинарских занятий были созвучны с лекционными и направлены на углубление изучаемого материала. В каждом занятии мы сочли необходимым выделить контролирующую и рефлексивную составляющие, что давало возможность будущим бакалаврам презентовать группе полученные в процессе самостоятельной работы интеллектуальный продукт, обменяться мнениями, осуществить ценностную рефлексию.
С постановки проблемного задания и возникновения проблемной ситуации начинается мышление, в процессе которого происходит нахождение (совместное с педагогом) и усвоение нового задания. Результат совместной работы педагога и обучаемого выступает для последнего субъективно как «свое открытие», ситуация,требующая мышления. На этапе закрепления знаний в проблемном обучении также имеются свои особенности. Исследования показали, что решенное самостоятельно не требует повторения (во всяком случае, от многочисленного повторения при этой технологии обучения можно отказаться). Контролируются при проблемном обучении не столько конкретные задания, сколько умение применять их в новых условиях, другими словами, необходим контроль понимания, усвоения материала, а не только памяти человека.
Проблемное обучение в ходе создания и решения проблемных ситуаций помогает решить следующие педагогические задачи: стимулирование внутренней мотивации учения, повышение познавательного интереса, формирование самостоятельности, развитие творческих способностей, воображения, создание условий для самоопределения в профессиональной образовательной среде, развитие коммуникативных навыков, прочное усвоение изученного, формирование убеждений, создание условий для овладения учащимися первичными навыками исследовательской деятельности.